Политика
Вокруг предприятий «Руда Хакасии» традиционно много разговоров, усиливающихся в непростые для компании моменты. Сегодня – как раз один из них. Накануне в СМИ вновь появилась информация о том, что работники Вершино-Тейского рудника готовы объявить голодовку из-за задержек заработной платы. Сегодня стало известно, что голодовка не состоится, людям перечислены аванс и заработная плата за июнь…
Что происходит в горнорудной промышленности республики и какое будущее ждет хакасские рудники – в материале нашего внештатного эксперта, кандидата экономических наук, Григория Смирницкого.
Давно не секрет, что горнодобывающая промышленность традиционно считается одним из индикаторов состояния экономики. Спрос на железную руду и редкие металлы является прямым следствием развития самых материалоёмких отраслей, начиная с машиностроения и заканчивая высокими технологиями. Потому-то горнорудная отрасль уже несколько лет так и не может выбраться из кризиса, невзирая на промежуточные успехи. Потому что состояние материалоёмких отраслей экономики оставляет желать лучшего…
Печальным следствием этого факта уже явилось закрытие ряда горнорудных предприятий в Сибири и на Урале. Будучи наследием экономики советского периода, когда главными движущими силами были несколько иные приоритеты, предприятия горнорудного комплекса до сих пор сохранили весь «ворох проблем» советской эпохи. Тогда собственником всего было государство, которому важнее была стабильность, чем рентабельность. Кроме того, конкурировать государству было не с кем, потому и вопросы эффективности часто отходили на второй план. Особенно в сегодняшних моногородах. То есть, если горнорудное предприятие появлялось на залежах железорудного сырья, то вокруг или рядом с ним появлялась и вся соответствующая социальная инфраструктура: жилье для работников, детский сад для детей работников, школа, магазин, медпункт и так далее.
Но времена прошли, горнодобывающая промышленность столкнулась с проблемами, с которыми ряд предприятий с устаревшим оборудованием и, как правило, железнодорожной логистикой, завязанной на единого потребителя, справиться не смогли.
По данным Минпромторга России минерально-сырьевая база чёрных металлов России по массе разведанных запасов руд значительна, но обладает невысоким качеством руд, а также неблагоприятным расположением горнодобывающих предприятий относительно заводов-потребит елей.
Среди основных недостатков горнорудного комплекса нашей страны эксперты называют также высокий уровень износа основных промышленно-производственных фондов предприятий, а также неконкурентность многих видов используемого рудного сырья и ограниченность ряда видов сырьевых ресурсов. В первую очередь, это касается определенного числа чёрных и большинства цветных металлов, уступающих качеству сырья ведущих стран, формирующих мировой рынок. Более того, железорудная база чёрной металлургической промышленности Урала и Западной Сибири считается недостаточной.
Частные собственники, столкнувшись с трудностями, спокойно переложили бремя содержания своих работников на государство, закрыв нерентабельные предприятия. На рынке остались лишь те компании, у которых в производственной цепочке были заводы по производству продукции с высокой добавленной стоимостью, включая сталь и сплавы, спрос на которые постепенно начал восстанавливаться после кризиса 2008 – 2009 годов.
Хакасии не повезло. Хотя рудники в Абазе и Вершине Теи входили в компанию «Евразруда», которая в составе вертикально-интегрированного «Евраза» обладала крупными производствами по выпуску стали и стального проката, тем не менее, при падении цены на тонну руды до 3400 рублей, «Евраз» посчитал данные производства нерентабельными и принял решение об их закрытии. Невзирая, что без средств к существованию останутся тысячи людей. Это был 2013-й год…
Единственным заинтересованным человеком в том, чтобы предприятия продолжили работу, оказался руководитель республики Виктор Зимин. Прекрасно понимая, что занять население Абазы и Вершины Теи регион не в состоянии, а другой работы в этих населенных пунктах попросту нет, он пошел на политический шаг. Если не вдаваться в лишние подробности, ситуация свелась к тому, что «Евраз» передал новому собственнику – «Руде Хакасии» – два рудника и обогатительную фабрику в Кемеровской области за символические 10 миллионов рублей, подписав 10-летний контракт, по которому обязался покупать концентрат у «Руды Хакасии», ведя расчеты по специальной формуле. И выдохнул! С облегчением…
Для тех, кто не знает, закрыть предприятие горнодобывающей промышленности не так просто. Необходим комплекс специальных и довольно дорогостоящих мероприятий по консервации объекта. По оценке экспертов, цена вопроса могла составить до нескольких миллиардов рублей, включая всё причитающееся работникам предприятия. Было от чего выдохнуть бывшему собственнику.
Хакасия приняла новые риски старых предприятий на себя. Плюс приросла еще одной компанией – Мундыбашской фабрикой. Вряд ли В. Зимин питал какие-то иллюзии относительно экономических перспектив теперь уже новых предприятий. И тогда, и сейчас это больше было похоже на социальный проект. Хотя перспективы, безусловно, просчитывались, недаром практически параллельно с началом работы «Руды Хакасии» в регионе появилось профильное министерство и поручение разработать Концепцию промышленного развития Республики Хакасия с отдельным металлургическим кластером, включающим строительство металлургическог о завода. Того самого финального звена во всей производственной цепочке, обеспечивающего реальную добавленную стоимость и прибыль предприятия. Но этому замыслу не суждено было сбыться, геополитическая обстановка вокруг России, сопровождающаяся обвалом рубля, не оставила камня на камне от данных планов.
А цена на железорудное сырье продолжила свое падение. Отношения между «Рудой Хакасии» и «Евразом» были оформлены таким образом, что цена следующего месяца за тонну производимого концентрата рассчитывалась по формуле, привязанной к рынку Китая, и отражала общую тенденцию мирового падения цены на руду. Больше года предприятие работало в убыток по цене ниже себестоимости концентрата. Появились долги по налогам и заработной плате. В мае предприятия остановились.
По словам источника, близкого к исполнительной власти республики, все это время глава региона продолжал сложные переговоры с руководством «ЕвразХолдинга» о формировании справедливой цены на железорудный концентрат, производимый «Рудой Хакасии». На что бывший собственник, понимая, что риски его теперь минимальны, неизменно отвечал примерно следующее: «Понимаю. Сочувствую. Но ничем помочь не могу. Все взаимоотношения – в рамках действующего контракта. А ваши новые собственники пусть снижают издержки и учатся работать в условиях низких цен на их продукцию…». Ситуация зашла в тупик. Для сравнения, «Евраз» закрывал рудники, когда цена была 3400 рублей за тонну, сегодня бывший собственник дает за тонну 2200 – 2300 рублей. «Руда Хакасии» готова работать даже за 3000 рублей. Практически с нулевой рентабельностью, но работать…
Свет в конце тоннеля для работников предприятий появился, когда в июне текущего года в республику приехал Президент России Владимир Путин. Правда, с другой целью, но разговор о помощи в сохранении градообразующих предприятий горнорудного комплекса региона все равно состоялся. Родилось поручение федеральному правительству поддержать предприятие, учитывая его высокую социальную значимость для тысяч жителей Абазы и Вершины Теи.
Созданная рабочая группа, состоящая из представителей хозяйствующих субъектов, исполнительной власти Республики Хакасия и Кемеровской области, федеральных органов власти, экспертов ищет решение непростой социальной задачи. Как вне законов экономики и рынка сохранить работу и стабильность для нескольких тысяч работников рудников и их семей? Это принципиальная позиция В. Зимина – рудники должны работать. Раз есть спрос на прокат, сталь и чугун, значит должен быть спрос и на железорудное сырье. И значит, у рудников есть перспектива.
Один из вариантов такого решения, по информации нашего источника, путем обращения в Федеральную антимонопольную службу признать, что «Евраз», являясь единственным потребителем продукции «Руды Хакасии», искусственно занижает цену. Дальше нужно все-таки договориться об относительно справедливой цене и зафиксировать ее на какое-то время. Вариант второй – поддержка федеральным центром горнорудных предприятий Хакасии…
Население Абазы и Вершины Теи гудит. Люди периодически объявляют о начале акций гражданского неповиновения. Их можно понять, им страшно за свое будущее, потому что ехать им некуда, а другой работы нет. Периодически этой ситуацией пользуются разные группы товарищей, которые громко кричат о виноватой власти, причем считают, что чем громче они кричат, тем лучше. Но иногда среди этого крика все-таки пробивается чей-то разумный голос, понимающий, что спасать-то их кроме «виноватой» власти больше некому.
Григорий Смирницкий
Фото из открытых источников
Погода в Абакане:-5°C, туман
На Николаевской сопке в Красноярске установили Знамя Победы
В Орджоникидзевском районе сноубордисты спасли товарища, угодившего под лавину
В Саяно-Шушенском заповеднике сфотографировали рысей
У побережья Хоккайдо в ледовый плен попала группа косаток
В Саяно-Шушенском заповеднике заметили крупное стадо маралов
Комментарии
Комментариев пока нет. Станьте первым!