top
СМИ: Ввод западных войск на территорию Украины уже происходит Вильфанд: Грядущее лето будет теплым Волонтеры РУСАЛа вновь провели игры для воспитанников детского дома «Ласточка» Энергетики «Россети Сибирь» готовы обеспечить надежное электроснабжение регионов в майские каникулы Россети-Сибирь: График отключений электроэнергии на период с 29 апреля по 3 мая

Экономика » Новости наших партнёров

ГлавнаяЭкономикаНовости наших партнёровЗаконный подход. Вячеслав Моше Кантор о том, какую роль закон играет в деле борьбы с общественными угрозами

Законный подход. Вячеслав Моше Кантор о том, какую роль закон играет в деле борьбы с общественными угрозами

16 ноября 2021 г. в 12:33

Теги :

Имя Вячеслава Моше Кантора, общественного деятеля международного уровня, уже давно и неразрывно связано с его многолетней борьбой против нетерпимости и за толерантность в самом глобальном смысле. Известен Моше Кантор и тем, что подход в этой борьбе он избрал «правовой».

Будучи лучше, чем многие, осведомлён о том, какую на самом деле угрозу для социума представляет собой ненависть и провоцируемые ею терроризм и экстремизм, Кантор всё же настаивает, что силовым подходам следует предпочесть законотворческие изменения и установление норм, которые сделают нетерпимость невозможной – только в этом случае, уверен эксперт, можно действительно рассчитывать на долгосрочные результаты.

Толерантность по-новому

Европейский совет по толерантности и примирению – одна из общественных организаций, у истоков которой стоял сам Вячеслав Моше Кантор. Само наименование совета чётко говорит о его основных целях и тематике экспертного обсуждения и изучения. Для Кантора подобный фокус на теме толерантности не является необъяснимым – по мнению эксперта, именно в этой норме и ценности кроется главный инструмент в деле противостояния ненависти. Не говоря уж о том, что сама суть европейского общества во многом зиждется на толерантности.

Именно ЕСТП в 2018 году выступил инициатором проведения в Монако международного круглого стола по проблематике толерантности. Среди вопросов, стоявших перед экспертами, были, казалось бы, самые базовые, но оттого не менее важные. А что именно считать толерантностью? Что подразумевается под этим термином? И какие изменения этой ценности необходимо претерпеть, чтобы оставаться актуальной и при этом не ставить под угрозу безопасность – другую ценность, ставшую базовой потребностью современного общества? Вячеслав Кантор ответил на эти и многие другие вопросы с собственной точки зрения в своём выступлении, изложив тем самым ядро своих взглядов на проблему.

Сам вопрос того, как объединить толерантность и безопасность в единое целое и заставить их работать на укрепление друг друга, занимал уже к тому времени Моше Кантора почти 11 лет, как признался эксперт. Кантор подчеркнул, что лично верит в том, что именно синергия безопасности и толерантности способна защитить находящиеся под серьёзным давлением сегодня ценности и нормы Европы, а также объединить общество и дать ему общие нормы, в которых оно так отчаянно нуждается. Исследования Вячеслава Кантора по этой теме легли в основу его книги «Манифест о безопасной толерантности», издание которой было произведено не только на всех языках стран-членов Совбеза ООН, но также на иврите и арабском языке.

На издании своих наработок в виде отдельной книги, впрочем, Моше Кантор не остановился. Он инициировал разработку «Рамочного закона о толерантности», создав для этого специальную рабочую группу из экспертов и независимых специалистов по юриспруденции, законотворчеству, общественным отношениям и т.д. Закон был разработан – и в нём нашло отражение не только определение непосредственно толерантности, но и столь необходимое закрепление её на правовом уровне. Закрепление это, убеждён Кантор, необходимо для того, чтобы ценность превратилась в норму и стала непреходящей.

Проект закона был не только представлен правительственным институтам объединённой Европы, но и получил их одобрение на многих уровнях. Это, однако, не обеспечило его реального использования и правоприменения, признал Вячеслав Моше Кантор. Причину этого эксперт видел в том, что, как оказалось, на деле Европа ещё не готова пересмотреть собственное отношение к толерантности. Вместо этого властные круги продолжают консервативно держаться за то, что называлось толерантностью многие десятилетия – избыточная пассивная терпимость, которой как будто не бывает слишком много.

Сам Вячеслав Кантор видит несостоятельность такого подхода к толерантности в самой жизни: в последние годы он регулярно проходит проверку на прочность перед лицом всё новых угроз в виде терроризма, неонацизма, роста уровня экстремизма и радикализма как крайне правого, так и крайне левого толка, и практически всегда проигрывает. Само законодательство во многих случаях не отвечает требованиям времени, подчёркивал Кантор, а в отсутствие актуальных законов в дело чаще всего вступают силовые методы. Так основной мерой защиты от ненависти становится охрана и постоянно закручивающиеся гайки «безопасности» - в то время как они не способны по-настоящему победить проблему, только отстрочить конкретную угрозу, убеждён Вячеслав Кантор.

Основной упор должен производиться на «мягкую силу», то есть нормы и законы, а также на гражданское общество и его ресурсы, считает Кантор. Только сделав само распространение ненависти невозможным и неприемлемым в обществе, её можно победить. И сделать это необходимо до глобальной катастрофы, которая, как Вторая мировая война, заставит наконец мировое сообщество пересмотреть свои нормы и ценностные подходы, заявил Вячеслав Кантор.

Излишняя политкорректность, безграничная толерантность сводятся по сути к нежеланию вмешиваться хоть во что-то, что для современной Европы, переживающей миграционные и экономические кризисы один за одним, разобщением социума и продолжающимися углубляться пропастями между разными классами и группами людей, означает по сути самоубийство, твёрдо уверен Моше Кантор. Невмешательство открывает всем негативным тенденциям дорогу к дальнейшему развитию, в то время как процессы эти необходимо пресечь. Мышление современной Европы должно актуализироваться, стать новым, говорит Кантор, и мышление это должно представлять интересы и страхи не только правящего класса, но и самих европейских граждан. Безопасная толерантность как раз может стать той самой актуальной, прочной и эффективной основой для подобного нового мышления – и основа эта должна учитываться в том числе и при разработке новых законодательных инициатив.

Конечно, принять новые законы не под силу общественным организациям или экспертным площадкам, вроде ЕСТП, отметил Вячеслав Кантор, однако им под силу продолжать просвещать общество и добиваться того, чтобы работа в этом направлении среди специалистов, учёных и общественников встречала поддержку – как общественную, так и информационную и финансовую в виде грантов и реализации различных программ.

Что такое антисемитизм?

Тема антисемитизма для Вячеслава Моше Кантора также является одной из ключевых в общественной работе, и на протяжении нескольких лет, в частности, Кантор уделяет особенно большое внимание вопросу того, чтобы этот вид нетерпимости наконец получил единое для Европы рабочее определение. Этот шаг в числе прочего сделал бы возможным привести наконец к единому знаменателю всю практику в юридическом правовом поле по предотвращению и выявлению нарушений на его почве. В 2015 году такое определение было предложено Международным альянсом Холокоста, и с тех пор Вячеслав Кантор является одним из главных и самых активных сторонников этого определения.

Так, с призывом одобрить определение на официальном уровне и принять его в работу Кантор обратился к участникам конференции ОБСЕ по проблемам антисемитизма и нетерпимости, прошедшей в январе 2018 года. К тому моменту, с 2015 года законодательное подтверждение использования определения уже дали такие европейские страны, как Великобритания, Германия, Австрия, Болгария и Румыния. Особенную актуальность вопросу придало то, что сама конференция была посвящена другому, прямо противоположному по конструктивности законодательному шагу – а именно, 80-летней годовщине приятия в Италии закона о расах, давших правовое подкрепление фашистской доктрине.

Говоря о преимуществах и даже необходимости наличия у антисемитизма единого определения, Вячеслав Кантор не мог не отметить то, что самим евреям в Европе это даст чувство безопасности. А чувство это, напомнил Кантор, на фоне очевидного роста антисемитизма по всему миру и непрекращающейся череде антисемитских преступлений, происходящих в том числе и в самом сердце наиболее «цивилизованных» европейских стран, пошатнулось ощутимо, как и вера в то, что власти собираются что-то предпринимать по этому поводу. Конечно, само определение положить конец антисемитизму не способно, оно потребует прежде всего пересмотра и приведения законодательств в соответствие с собой. Таким образом, подытожил Кантор, как раз и будет достигнуто правовое единство среди европейских и других стран в сфере борьбы с антисемитизмом, а это в свою очередь уже окажет положительное влияние на эффективность любых мер противостояния антисемитизму.

Об актуальности проблемы говорят и сами настроения, царящие на «еврейской улице» Европы, отметил Моше Кантор. Большинство евреев, как гласят опросы и исследования, уже ставят перед собой серьёзный выбор: готовы ли они оставаться в Европе и испытывать на себе постоянное давление антисемитизма – или оставить свои дома и эмигрировать в поисках безопасности. Выделил Кантор и то печальное обстоятельство, что антисемитизм до сих пор многими воспринимается как проблема, которая представляет угрозу только для евреев – в то время как угроза на самом деле нависает над обществом в целом, ведь при допустимости одного вида проявления нетерпимости не придётся долго ждать, когда и остальные её виды станут такой же нормой и получат всё более широкое распространение.

Само одобрение определения и его использование можно считать манифестом, заявил Кантор. И коснётся это заявление прежде всего антисемитов, которым будет очевидно, что их взгляды не только морально недопустимы, но и незаконны в Европе. Пока же определение это даётся от случая к случаю, и каждый раз разное – а в подавляющем большинстве случаев его и вовсе дают сами антисемиты, что иначе как абсурдом Моше Кантору и назвать сложно. Для властей же подобный шаг в глазах своих граждан станет практическим и эффективным способом по-настоящему почтить память тех, кто погиб в ходе Холокоста, в противовес приевшимся речам и пустым заявлениям. Это станет настоящим реальным шагом, который покажет, что европейские страны не только думают о прошлом, но и готовы к признанию проблемы в настоящем – равно как и готовы к работе над тем, чтобы эту проблему разрешить. Не говоря уж о том, что прецедент подобного масштаба и рода будет важен для структуризации и повышения эффективности борьбы с ненавистью в целом, в любых её проявлениях.

Авторство ненависти

Собственных нормативных изменений и структурированного подхода в деле борьбы с ненавистью давно уже требует и сфера виртуального информационного пространства, убеждён Моше Кантор. Поэтому, когда в 2016 году европейцы приняли Кодекс поведения Еврокомиссии касательно борьбы с пропагандой ненависти в сети, Вячеслав Кантор активно его поддержал и высказал высокую оценку инициативе. Особенно приветствовал Кантор тот факт, что свои подписи под кодексом поставили и сами игроки интернет-рынка, крупнейшие компании и социальные сети, что позволило, по мнению эксперта, рассчитывать наконец на какие-то реальные результаты в борьбе с разжиганием нетерпимости в Интернете.

Сам факт принятия кодекса и его содержание Вячеслав Кантор и вовсе назвал историческим – отметив при этом, что лучшего времени для его принятия не могло и быть. Очень многие исследования, в том числе и независимый ежегодный мониторинг уровня антисемитизма, инициированный самим Вячеславом Моше Кантором, фиксировали в последние годы геометрическое увеличение ненавистнического контента в сетевом пространстве. Контент этот ранжировался от постов, содержащих нетерпимость, до прямых угроз, призывов к беспорядкам, вандализму и даже убийствам на почве расизма, антисемитизма и ксенофобии.

То, что слова эти не остаются просто словами, а приводят к реальным действиям, подтверждают допросы самих преступников, задержанных в последние годы за преступления на почве нетерпимости, от вандализма до нападений. Как говорят сами представители правоохранительных органов, в ходе бесед немало таких преступников признаётся, что идеи для нарушений и мотивацию их совершить они взяли именно из сети. Не стоит забывать и о том, что интернет остаётся главной площадкой коммуникации и пропаганды для всех экстремистских и террористических объединений, а также нередко выступает площадкой, где даже одиночки, преисполненные ненависти и деструктивных намерений, могут найти себе единомышленников, превратившись тем самым уже в куда более эффективные и опасные группы. Интернет должен быть свободной, но и, прежде всего, безопасной зоной, убеждён Вячеслав Кантор. И работать на достижение этой цели должны все заинтересованные стороны: от самих интернет-компаний до правительств и правоохранительных органов.

«Лазейки» для ненависти

Сама тема толерантности, её границах и допустимых пределах, является центром споров в Европе далеко не первый год, и в рамках этих споров нередко высказывания делаются и на самом высоком уровне. Пожалуй, одно из самых известных заявлений подобного толка было сделано в 2015 году возглавлявшим в то время британское правительство Дэвидом Кэмероном: премьер заявил о том, что антитеррористические законы и инициативы как страны, так и ЕС в целом нуждаются в ужесточении, а также высказался на тему того, что считает провальной политику мультикультурализма и безграничной политкорректности, до недавно времени считавшуюся бесспорной. 

Заявление это встретило поддержку со стороны Вячеслава Моше Кантора, хотя поддержку эту и нельзя назвать бесспорной. Так, Кантор отметил, что, хоть и оставаясь актуальным, заявление всё же запоздало немного, и меры по борьбе с ненавистью и экстремизмом необходимо было принимать уже давно. Что же касается необходимых шагов, то Кантор призвал сосредоточиться именно на ненависти – пресловутой войне людей, а не армий, где интернет стал одним из главных оружий.   

Типовой закон о толерантности, который упоминался выше, должен был послужить как раз этой цели, заявил Кантор. Отметил он и то, что в существующих законах до сих пор содержатся лазейки, которыми пропагандисты ненависти охотно пользуются – в частности, размытостью формулировок законов о свободе слова и выражения, чем прикрывают свои откровенно нетерпимые взгляды и идеологии. Толерантности к ненависти быть не может, подчеркнул Вячеслав Кантор, и это как раз нашло отражение в законе о толерантности. Так, Кантор призвал ужесточить наказания как за сам язык ненависти, так и за дискредитацию и нетерпимость по отношению к группе людей, основывается это на нации, расе или любом другом признаке. Эти меры, отметил при этом Кантор, должны существовать не в вакууме, а параллельно с постоянным повышением просвещения и образования граждан, чтобы научить людей понимать и по-настоящему ценить все те положительные веяния, прогресс и конструктивное взаимодействие, что несёт с собой толерантность.

Законный подход. Вячеслав Моше Кантор о том, какую роль закон играет в деле борьбы с общественными угрозами

Вячеслав Кантор Фото: whoiswho.dp.ru

Комментарии


Добавить фото

Комментариев пока нет. Станьте первым!

Погода в Абакане:17°C, ясно

  • USD ЦБ: 91.7791 EUR ЦБ: 98.027

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов канала