Политика
Самой серьезной проблемой хакасской медицины главный врач республиканской больницы имени Г.Я. Ремишевской Владимир Костюш считает кадровый вопрос. О своем видении основных проблем и путей их решения, о взаимодействии с Советом развития при главе Хакасии Владимир Костюш рассказал в интервью газете "Хакасия".
— Какую тему вынесли Вы на Совет?
— О социальной привлекательности медицины как отрасли. Глава Хакасии ее поддержал. Здесь на первое место выходят кадровые проблемы. Кто будет завтра работать в этой отрасли в республике? И что мы делаем для привлечения молодых и квалифицированных врачей?
Хочется напомнить, что согласно национальному проекту “Здоровье” в 2006 — 2007 годах в нашу республику было поставлено медицинской техники более чем на сто миллионов рублей. Многие городские и сельские больницы получили эндоскопическое, ультразвуковое, лабораторное, рентгеновское оборудование. Это хорошо. Но важно, чтобы вся новая техника работала, а не простаивала из-за отсутствия специалистов, как это кое-где случается.
— В России верстается программа модернизации здравоохранения, на которую планируется выделение 460 миллиардов рублей. По каким направлениям она будет реализовываться?
— Определены такие направления, как обновление материально-технической базы, информатизация здравоохранения и обеспечение стандартов оказания медицинской помощи.
— Что включает в себя последнее понятие?
— Например, больной с инфарктом миокарда в обязательном порядке должен получать комплекс диагностических и лечебных мероприятий. Но кто учитывал при этом объем финансирования, возможности материально-технической базы лечебного учреждения? Ранее — никто. Устранить, в частности, этот пробел как раз и призвана программа модернизации здравоохранения. Она предусматривает создание условий для квалифицированного выполнения стандартов.
— Как обстоят дела с введением порядков оказания медицинской помощи в Хакасии?
— Министерство здравоохранения отрабатывает возможность введения порядков оказания помощи пострадавшим с сочетанными травмами, сопровождающимися шоком, при болезнях системы кровообращения кардиологического профиля, с острыми нарушениями мозгового кровообращения... Это касается и республиканской больницы, и всей Хакасии.
— Появятся новые методики, технологии?
— Да, в новых порядках регулируются вопросы оказания помощи на уровне скорой, первичной медико-санитарной и специализированной помощи. Утверждаются структура отделений, оснащение оборудованием, штатное расписание. К примеру, внедрение порядка оказания помощи пострадавшим с сочетанными травмами в республиканской больнице потребует привлечь дополнительно около 20 врачей (травматологов, нейрохирургов, анестезиологов и других). Дополнительные силы понадобятся и в других лечебных учреждениях. И тут возникает главный вопрос: где найти специалистов?
— Насколько серьезна эта проблема?
— О ее остроте красноречиво говорит статистика. В 1997 году в целом по России обеспеченность врачами на 10 тысяч населения составляла 41,6, в 2009-м — 43,8. А в Хакасии эти показатели составляли 30 в 1997 году и 32,9 — в 2009-м. Несмотря на некоторые улучшения, происшедшие в прошлом году, показатели Хакасии значительно ниже, чем в среднем по России и по Сибирскому федеральному округу.
Сегодня в республике на 2767 врачебных должностях работает 1680 человек. То есть укомплектованность составляет всего 60,7 процента. Но если в Абакане — 66 процентов, то в Боградском районе — всего 40. С приходом новой управленческой команды ситуация в районе уже меняется. Но проблема настолько глубока, что решать ее придется всем вместе.
— Ведется ли работа с выпускниками медицинских вузов?
— Даже с абитуриентами работают. Минздрав республики и некоторые районные администрации приглашали приемные комиссии Сибирской медакадемии (Томск). Например, Аскизский район заключал договоры с вузом о подготовке специалистов. Но я бы не сказал, что в этом районе положение лучше, чем в остальных (его укомплектованность — всего 65 процентов).
Что касается абитуриентов-целевиков, на места возвращаются далеко не все. Несколько лет назад я присутствовал на распределении интернов в Красноярской медицинской академии и воочию убедился в несовершенстве законодательной базы. Только сейчас начали дорабатывать моменты, касающиеся распределения выпускников, поступавших на целевые места, появились какие-то рычаги воздействия. Но, с другой стороны, чем мы можем привлечь молодого человека, кроме обязательств выполнять огромный объем работы, нести ответственность за жизнь и здоровье пациента? Сделать это, по крайней мере, в государственных лечебных учреждениях, практически невозможно.
Впрочем, в этом году в Хакасии впервые принято решение о 30-процентной доплате молодому специалисту. В Абакане это нововведение работает уже несколько лет. Сейчас заложено 1,9 миллиона рублей на социальные выплаты молодым специалистам республиканской больницы для частичного погашения ипотечного кредита. Но я могу сказать, что в очереди на выплаты они не стоят.
Зарплаты начинающего врача не хватает на расчеты по ипотечному кредиту. Любой молодой специалист в сфере информатизации того же здравоохранения получает оклад, который в разы больше зарплаты начинающего врача в лечебном учреждении. Поэтому если в ближайшее время не решится вопрос о социальной привлекательности труда в сфере здравоохранения, то миллиарды рублей, вложенные в нее государством, эффективно работать не будут. Как это уже не раз показывала практика.
У нас начинающий врач с учетом районного коэффициента получает 5742 рубля. Врач с десятилетним стажем, имеющий все надбавки, высшую категорию, — 11277 рублей. Не каждый специалист из области информационных технологий пойдет к нам работать за такие деньги. Мы переходим на новую форму оплаты труда, разрабатываем ее, во многих территориях она уже внедряется. Как она сработает, я пока не могу сказать.
О снижении престижа профессии врача говорят и такие цифры. По данным Красноярской медакадемии, конкурс на лечебный и педиатрический факультеты — всего четыре-пять человек на место, а на экономический факультет Сибирского федерального университета — до сорока! Вот они, показатели “привлекательности” профессий. Мы ждем реальной отдачи от выпускников Хакасского университета, но это возможно лишь через несколько лет.
За это время мы существенно подрастеряем кадровый потенциал. Статистика печальна. В прошлом году из республиканской больницы уволились 14 врачей, а приняли 15, в том числе врачей-интернов. В этом году в больницу принят один врач, а уволились восемь. Причем ушли трудоспособные и квалифицированные.
— Куда уходят хорошие специалисты?
— На участок, потому что работающим там врачам подняли заработную плату, а также в частные коммерческие структуры. Естественно, многие врачи вынуждены работать на полторы ставки и более. При таком подходе результат не может быть отличным. В штате республиканской больницы 160 врачей. 20 из них — молодые специалисты в возрасте до 30 лет. Средний возраст врачей — около 50 лет. Но мы ориентируемся на молодых специалистов.
— Есть ли свет в конце тоннеля?
— Я вынес вопрос о социальной привлекательности здравоохранения как отрасли на Совет развития, потому что важно подойти к его решению комплексно, как и говорил глава республики. Сегодня практически во всех регионах России работает ряд программ по взаимодействию с бюджетной сферой. В Хакасии они тоже есть, но потребность в их обновлении и совершенствовании возрастает.
В Абакане и Саяногорске предлагают квартиры для врачей, но даже на таких условиях молодые специалисты неохотно едут домой. Нам надо понять, почему они не возвращаются, и разработать комплекс мероприятий по социальной привлекательности здравоохранения в целом.
Беседовала Любовь МИШИНА, газета "Хакасия"
На Николаевской сопке в Красноярске установили Знамя Победы
В Орджоникидзевском районе сноубордисты спасли товарища, угодившего под лавину
В Саяно-Шушенском заповеднике сфотографировали рысей
У побережья Хоккайдо в ледовый плен попала группа косаток
В Саяно-Шушенском заповеднике заметили крупное стадо маралов
Комментарии
Комментариев пока нет. Станьте первым!