Общество
От нас ушел великий советский и российский артист… Сегодня не стало Льва Дурова. Кстати, Хакасия должна еще помнить этого человека, как говорится, в лицо – в конце 80-х годов Лев Константинович в составе группы артистов московского театра на Малой Бронной приезжал в столицу Хакасии с гастролями. О том, как это происходило, вспоминает журналист АН «Хакасия Информ».
Я, честно говоря, уже плохо помню год, когда в Абакан с гастролями приезжал театр Малой Бронной, но точно могу сказать, что это было в промежутке между 1986 и 1987 годами. Мне тогда было 14 лет, много чего не понимал, но уже тогда жутко любил советское кино – знал наизусть «17 мгновений весны», например, где Лев Дуров играл провокатора Клауса, получавшего пулю от Штирлица и мешком падавшего в озеро. Еще один любимый фильм с участием актера тоже знал, так сказать, поцитатно – это, конечно, мушкетеры с Боярским во главе. Записывал на катушечный магнитофон, сидя на корточках у черно-белого телевизора с микрофоном в руках, песни из этого фильма, включая и песню, исполняемую Дуровым с Боярским. «Бургундия, Нормандия, Шампань или Прованс, и в ваших жилах тоже есть огонь, но…» - помните? А фильм "Не бойся, я с тобой!"?
А в тот летний день у нас в семье была большая радость – моя мама оформила то ли в кредит, то ли за наличные (мы с братом не вдавались в такие подробности) огромный красный ковер, палас такой. И вот мы с братом должны были этот гадский ковер (потому что тяжелый очень) забрать в универмаге (сейчас это магазин «Командор») и дотащить на своем горбу, точнее, горбах до центра, где у нас была квартира.
На последнем вздохе мы перли этот ковер на свои плечах, постоянно отдыхая. Очередной «привал» был на асфальтовой дорожке, ведущей мимо ХГУ (тогда педуниверситет) до магазина «Книжный мир». Стоим мы с братом все вместе – вернее, стоит свернутый в трубку палас, а мы, с высунутыми языками, облокотившись, подпираем его. И вот…
Навстречу нам идет в окружении нескольких человек мужчина. Невысокого роста, улыбается, что-то говорит крайне знакомым голосом, активно жестикулирует… Запомнилось тогда очень, ну вот очень красное у него лицо, буквально пунцовое… Поскольку чертов ковер забрал у меня уже почти последние силы, я сразу и не сообразил, кто прошел буквально в сантиметрах мимо меня. Волочим ковер дальше – и уже я самого дома я вспоминаю, кто это был.
Лев Дуров.
Советский артист, один из моих любимых.
И вот всю жизнь теперь, когда заходит речь о Льве Дурове (появляются его новые работы в кино, на ТВ выходят его очень интересные монологи в стиле «о времени и о себе» - вернее, теперь уже выходили), у меня в голове тут же возникают воспоминания – палас из универмага в красно-белую клетку (кусочек от него еще сохранился у нас в семье в виде половика под дверью), идущий на встречу, смеющийся и размахивающий руками великий актер с чрезвычайно красным лицом…
Также плохо помню, но в этот же день или на следующий я побывал и на спектакле с участием Дурова в Абаканском драматическом театре. Помню плохо, о чем был спектакль (или это вообще была творческая встреча с артистом, за давностью лет все стерлось) – но помню живые цветы от пришедших в театр жителей Хакасии, довольное, улыбающееся лицо Льва Константиновича, живые, выразительные глаза…
Да, кстати. В тот же день у знакомых, имеющих отношение к театральному миру и миру музыки, я выяснил, отчего у Дурова было такое красное, буквально, повторюсь, пунцовое лицо.
Дело – в советском гриме, который буквально разъедал кожу артистов СССР, но которым они вынуждены были пользоваться, гримируясь перед спектаклями или киносъемками. Поэтому-то многие советские актеры старались не показываться широкой публике, так сказать, наяву, в повседневной жизни (прятали лицо, как говорят в их среде, за огромными черными очками, надвигали на голову широкополую шляпу, поднимали воротники и так далее). Они боялись, что мы, простые люди, увидим их настоящие лица (хотя, может быть, просто не хотели быть узнанными на улицах, такое желание тоже понятно). Грима иностранного, как мне пояснили, мягкого, не раздражающего кожу, тогда в Советском Союзе практически не было, стоил он бешеные деньги…
А в тот день артист Лев Дуров не боялся, что его узнает обычный абаканский парнишка, гордо волокущий домой шикарное приобретение для любой советской семьи… Он, мне кажется, вообще в жизни ничего не боялся. А хулиган, говорят, был такой, что «мама, не горюй».
И вот сегодня не стало великого советского и российского актера Льва Дурова…
Спасибо вам за все, Лев Константинович! За воспоминание из детства, за замечательные человеческие эмоции, которые вы доставили всем нам своими киноработами и театральными ролями.
Мы все будем помнить о вас. Хакасия скорбит вместе со всей Россией…
Игорь Саськов, главный редактор АН «Хакасия Информ»
Фото из открытых источников
Погода в Абакане:4°C, ясно
На Николаевской сопке в Красноярске установили Знамя Победы
В Орджоникидзевском районе сноубордисты спасли товарища, угодившего под лавину
В Саяно-Шушенском заповеднике сфотографировали рысей
У побережья Хоккайдо в ледовый плен попала группа косаток
В Саяно-Шушенском заповеднике заметили крупное стадо маралов
Комментарии
Комментариев пока нет. Станьте первым!