Экономика » Новости наших партнёров
15 ноября 2024 г. в 10:29
Ровно 30 лет назад, 15 ноября 1994 года в Хакасию приехал 26-летний парень, которого тогда еще почти никто не знал. А звали его Олег Дерипаска.
Молодой выпускник физфака МГУ, старшина запаса РВСН и начинающий предприниматель в ноябре 1994 года стал миноритарным акционером и Генеральным директором Саянского алюминиевого завода – СаАЗа. Встреча Хакасии с Олегом Дерипаска оказалась, без преувеличений, историческим событием, существенно повлиявшим на дальнейший путь развития российской и мировой экономики.
О том, как созданный Олегом Дерипаска РУСАЛ стал крупнейшей на планете алюминиевой компанией, мировым технологическим лидером, красой и гордостью российской промышленности, написано очень много. Не будем вновь повторять.
Но мы-то в Хакасии помним, что 30 лет назад все начиналось именно у нас! Не менее важно, что Олег Дерипаска тоже никогда не забывал про это.
«Я начал свой бизнес в необычный исторический момент: страна, в которой я родился и вырос, исчезла, а новая ещё не полностью сформировалась. Первая дала мне отличное образование, вторая дала мне шанс на успех» – рассказал основатель РУСАЛа и EN+ в одном из интервью.
Новую для себя работу в Саяногорске он начал с изучения матчасти. Засел в заводской библиотеке за чтением техдокументации. Инженерное дело – это, конечно, в основном физика (и тут полученное в МГУ базовое образование Олега Дерипаска было кстати), но есть большая разница между теоретической физикой и ее воплощением в конкретные технологии.
И эту разницу Олег Владимирович прекрасно понимал. Парень, выросший без отца, в бедной семье, не был белоручкой. Уже в 11 лет, переехав с хутора в районный центр, он параллельно с учёбой в школе стал подрабатывать на Усть-Лабинском заводе помощником электрика.
– Что я делал? Есть такое понятие — «регламент электромоторов». После работы каждый электромотор нужно разобрать, помыть, почистить. Мне никогда не было там скучно. Во-первых, на этом заводе работала моя мама. Во-вторых, мне было интересно, как работает завод, как это все устроено, – вспоминал Дерипаска много лет спустя.
Но инженерно-техническая часть была лишь малой долей свалившихся тогда на Олега Дерипаска проблем. Сказать, что Саянский завод в тот момент был в сложном положении, это утаить самую суть. Предприятие было на грани прекращения существования. По множеству причин. Начиная от внешних – проблем сбыта продукции, до внутренних – в коллективе процветало еще советское разгильдяйство, усугубленное криминальным разгулом «лихих девяностых».
Приходить на работу поддатым или принять на грудь во время смены – да легко! Украсть все, что не приколочено, – в порядке вещей.
Через дыры в заборах СаАЗа во время ночных смен заезжали КамАЗы оптовых воров, в которые заводские рабочие загружали алюминиевые слитки, получая за них расчет наличными на месте. А в самом Саяногорске правили бал местные и приезжие бандиты.
Советский Союз был мировым лидером по производству алюминия, но отрасль работала на внутренний рынок, СССР, по сути, сам потреблял почти весь выплавляемый объем «крылатого» металла (на пике – порядка 3 млн тонн).
Но после распада СССР внутреннее потребление алюминия в одночасье упало вдвое. Возникла угроза остановки и полной потери производственных мощностей. Если кто не в курсе, то электролизное производство – это непрерывный цикл. Остановка работы алюминиевого завода равна его уничтожению.
К счастью, до остановки производств не дошло, поскольку алюминиевые заводы сумели наладить экспортные поставки, но с этим к 1994 году возникла проблема.
Поскольку единой отрасли больше не существовало, каждый из заводов действовал сам по себе. А организацией экспорта занялись люди, мало смыслившие в рыночной, тем более в глобальной экономике. В итоге на мировой рынок были стихийно выброшены несколько миллионов тонн металла, предложение превысило спрос, и цены на алюминий рухнули. То есть новые хозяева алюминиевых заводов сами себе затянули петлю на шее.
Наверное, Олег Дерипаска не первый понял, что для нормальной долгосрочной работы нужна консолидация всей отрасли под единое руководство. Такой вывод лежал на поверхности. Но вот реализовать это «простое» и всем понятное решение удалось только ему.
А ведь были и другие пытавшиеся. И нам всем очень повезло, что эти «другие» не преуспели. Потому что это были либо мутные иностранцы, либо открытые бандиты. И Саяногорский завод был для них самой лакомой целью.
Олегу Дерипаска пришлось спасать завод, город и всю республику от этих беспощадных хищников.
Для Олега Дерипаска при всей его жесткости криминальные методы были абсолютно неприемлемы. Чтобы защитить завод и город от бандитов, он выбрал другой путь: привлек на помощь действующих и бывших силовиков. Позвал в свою команду недавних военных и милиционеров, оказавшихся в отставке после развала советской армии и силовых структур.
Одновременно Олег Владимирович наладил взаимоотношения с действующими структурами МВД - он материально помогал сидевшим тогда без зарплаты и технического обновления милиционерам, чтобы они могли выполнять свою работу. Еще ценнее, чем материальная поддержка, действующих силовиков вдохновило осознание того, что кому-то, так же, как им, в регионе нужно установить господство закона и порядка. Сложившийся таким образом союз промышленников и силовиков смог покончить с криминальным беспределом.
В итоге Хакасия оказалась чуть ли не единственным в стране регионом, где не было «смотрящих» или «положенцев» от криминальных структур.
Внутренний порядок на Саянском заводе Олег Дерипаска тоже навел быстро и решительно. Первым делом были заделаны все дыры в заборах. Одновременно ввели беспрецедентное на тот момент правило нулевой терпимости к алкоголю.
Но кроме кнута были и пряники. На СаАзе установили такой уровень зарплат, что вся остальная Хакасия завидовала заводчанам. Алюминщики стали местной элитой.
Одним из самых сильных качеств Олега Дерипаска как управленца было его умение находить и приглашать к себе по-настоящему ярких, сильных и талантливых людей. И поэтому в Саяногорске он создал блестящую команду, которая в итоге вместе с ним своротила горы и сделала РУСАЛ мировым лидером.
А Хакасия стала кузницей кадров и лабораторией по обкатке новейших технологий и лучших практик управления. Сейчас множество ключевых постов в РУСАЛе и Эн+ занимают выходцы из Хакасии. Но кроме гордости за земляков, Хакасия все эти годы получала от Олега Дерипаска и его бизнеса множество вполне материальных и социально важных для региона ценностей.
Олег Дерипаска запустил в Саяногорске фольгопрокатный завод САЯНАЛ, который и сейчас остается крупнейшим в России и странах СНГ производителем фольги.
В 2006 году Дерипаска запустил в Саяногорске первый построенный после распада СССР Хакасский алюминиевый завод – ХАЗ.
А что до первенца будущей корпорации – Саяногорского алюминиевого завода – то от пресловутого «советского наследия» там остались только стены корпусов. А вся технологическая начинка поменялась полностью.
Дерипаска сделал САЗ экспериментальной площадкой. Здесь отрабатывались самые передовые технологии, которые затем тиражировались на остальные предприятия компании по всей стране. Именно на САЗе обкатали перспективные электролизеры РА-300, РА-400 и РА-500. Именно здесь впервые внедряли технологию непрерывной автоматической подачи глинозема. Здесь же испытывали новейшие перспективные газоочистные системы. Здесь обкатывали методы производства самых сложных сплавов и многое другое.
Олег Дерипаска первый в постсоветское время начал строить в Хакасии социальные объекты. Он уже тогда руководствовался непривычным для дикого капитализма 90-х принципом: «Чтобы люди хорошо работали, у них все должно быть хорошо не только на рабочем месте, но и дома, в свободное от работы время».
Поэтому уже в начале нулевых в Саяногорске возвели физкультурно-оздоровительный комплекс (ФОК) и новую современную городскую больницу.
Социальные и благотворительные программы РУСАЛа Саяногорском не ограничились и распространились на всю Хакасию. И эта заложенная Олегом Дерипаска традиция соблюдается до сих пор. Ежегодно компания направляет по несколько сотен миллионов рублей на реализацию в Хакасии социально значимых программ и проектов. Только за последние пять лет РУСАЛ инвестировал в социальные проекты Хакасии более 1,2 млрд рублей.
Из последних знаковых объектов такой помощи от РУСАЛа региону – построенный во время пандемии ковида новый госпиталь в Саяногорске и Центр единоборств «Сокол».
А есть факты, о которых многие уже и позабыли.
Например, ставший главной достопримечательностью столицы Хакасии Спасо-Преображенский кафедральный собор Абакана был построен в 1999 – 2004 года за счет главного спонсора — Саянского алюминиевого завода (СаАЗа).
А хоккейный клуб «Саяны Абакан» играл в самой высшей лиге и даже брал там призовые места в годы, когда этот клуб полностью содержался и финансировался компанией РУСАЛ.
Прямо скажем, 30 лет назад Хакасии очень повезло! Не появись 15 ноября 1994 года в Саяногорске тогда еще никому не известный 26-летний парень, история региона могла пойти по другому, более печальному, сценарию. Но заводы РУСАЛа стали ключевым звеном и главной опорой экономики и социальной сферы Хакасии.
На всех предприятиях РУСАЛа знали, что у Олега Владимировича к Саяногорску особое отношение. Главный праздник алюминщиков – День металлурга – он по традиции много лет приезжал отмечать только к нам.
Фото из открытых источников
Погода в Абакане:-20°C, туман
На Николаевской сопке в Красноярске установили Знамя Победы
В Орджоникидзевском районе сноубордисты спасли товарища, угодившего под лавину
В Саяно-Шушенском заповеднике сфотографировали рысей
У побережья Хоккайдо в ледовый плен попала группа косаток
В Саяно-Шушенском заповеднике заметили крупное стадо маралов
Комментарии
Комментариев пока нет. Станьте первым!