Общество
22 марта на республиканском ипподроме состоится празднование хакасского Нового года - Чыл Пазы. Торжество начнется в 11:00.
Новый год – «Чыл пазы» занимает особое место в цикле календарных праздников и обрядов хакасов. Зима – самое тяжелое время в жизни кочевых народов. Изнурительный холод, сильные ветры и нехватка корма для скота вынуждали и людей жить на жесткой продовольственной диете. Медленно тянулась зима, но все ближе и ближе Чыл пазы (дословно «Голова года») – конец зимы, начало весны. И вот наступал канун Нового года. В юртах наводили порядок, убирали мусор, скопившийся за год, чистили и ремонтировали старую одежду или же надевали новую. В это время нельзя было допускать никаких ссор в доме, все старались сделать ближним что-нибудь приятное, по возможности облегчить жизнь бабушек и дедушек, детям подарить чуточку больше внимания и тепла.
На стол в день Нового года обязательно ставили свежесваренное мясо и молочные продукты. Начиналось новогоднее застолье, взаимные поздравления, обмен подарками. Примечателен тот факт, что у древних хакасов не было принято массового употребления спиртного. Национальное слабоалкогольное изделие «айран», произведенное на основе кисломолочного брожения, применялось только для ритуальных обрядов. Такой обряд, как «Сек-сек» - кормление духов, выполнял старейшина селения или же шаман, он же немного мог принимать спиртное для вхождения в контакт с духами. Из взрослых мужчин употреблять айран, но в особых случаях, могли только те состоявшиеся мужчины, у которых было три сына, три защитника родной земли, три будущих воина. Всем остальным, для воспроизведения нормального жизнеспособного потомства, спиртное запрещалось. Женщина, как колыбель возникновения жизни, как продолжательница рода и хранительница семейного очага, вообще не имела права употреблять спиртное.
«Чыл пазы» празднуется 22 марта. В каждой местности, в определенном месте, около священного дерева хакасов- березы, разводится 3 костра. На восточной стороне – особый сакральный костер, которому поклонялись и просили у его живительного огня лучшей жизни и судьбы. На юго-западе разводится костер для приготовления пищи, обычно из мяса барана, в огромном котле - «хазан». На северо-западе – особый костер для сжигания черных «чалама». Чалама – специальная ленточка. Кроме черной, применяются еще белая, красная и синяя ленты. Черная ленточка завязывается узлами, по числу бед, болезней и несчастий у человека за прошедший год и сжигается в священном очищающем огне. Остальные чалама с просьбами и пожеланиями завязываются на «хазын» - священной березе. Цвет белой ленточки означает в мифологии хакасского народа чистоту дел и помыслов, красный – символ солнца, символ тепла, жизни и достатка. Синий цвет – символ чистого неба, связь с Космосом, с «верхним миром».
В 2014 году празднование Нового года по хакасскому календарю традиционно состоится на территории республиканского ипподрома 22 марта в 11 часов, сообщает организационно-методический отдел ГАУ РХ "ЦКиНТ им. С.П. Кадышева". Гостей праздника ожидает интересная, насыщенная программа, в которую входят конкурсы, игры, театрализованная часть, блюда традиционной хакасской кухни и хорошее настроение! Приглашаем всех горожан и гостей города на празднование «Чыл Пазы».
На Николаевской сопке в Красноярске установили Знамя Победы
В Орджоникидзевском районе сноубордисты спасли товарища, угодившего под лавину
В Саяно-Шушенском заповеднике сфотографировали рысей
У побережья Хоккайдо в ледовый плен попала группа косаток
В Саяно-Шушенском заповеднике заметили крупное стадо маралов
Комментарии
Комментариев пока нет. Станьте первым!