top
Российские ПВО сбили две баллистические ракеты Storm Shadow Госавтоинспекция Хакасии нашла водителя, сбившего беременную женщину Полностью импортозамещённый Ту-214 поднялся в небо Отменять или не отменять ОГЭ после 9 класса? Самый дорогой банан продан на аукционе за 6,2 млн долларов

Экономика

ГлавнаяЭкономикаГосударственный долг Хакасии: пора отделить правду от вымысла

Государственный долг Хакасии: пора отделить правду от вымысла

3 декабря 2015 г. в 16:24

Шеф-редактор Игорь Клебанский

Шеф-редактор: Игорь Клебанский

На протяжении нескольких последних лет вокруг темы государственного долга Республики Хакасия разворачивается настолько обширная дискуссия, причем с привлечением самых разных людей – от специалистов и полных профанов до политически ангажированных сил – что сегодня, в рамках подведения некоторых итогов жизни региона в уходящем году, АН «Хакасия Информ» тоже решило коснуться данной темы. Тем более, на днях в распоряжении редакции оказались самые последние по времени данные о состоянии государственного долга Хакасии. Внимательно изучив эти данные, можно прийти только к одному выводу: никакой экономической катастрофы Хакасии в связи с существованием у нее госдолга не грозит. Более того, если исполнительная власть республики продолжит грамотное управление этим экономическим инструментом развития любого субъекта РФ, нас с вами ждет существенное улучшение уровня жизни. Так что давайте-ка отделим мухи слухов от котлет экономической выгоды…

Хакасия, 3 декабря: однако для начала вкратце определимся, что же такое государственный долг Хакасии?

Экономический ликбез

Это деньги, которые мы берем взаймы у федерального Центра либо банков (коммерческих или банков с государственным участием) как для покрытия собственных недостающих доходов, так и для собственного же экономического развития. Так, заметим, делают все страны (даже абсолютно закрытые и тоталитарные вроде Северной Кореи), все регионы и все бизнесмены в мире. Когда не хватает собственных денег, берут в долг, чтобы эти рубли, доллары или монгольские тугрики ввести в дело (то есть собственное развитие), после чего расширить это самое дело – и отдать долги кредитору из заработавшей сильнее экономики (бизнеса). Таким образом, как бы это дико не звучало для простого российского обывателя, брать в долг считается экономически выгодным делом – разумеется, в перспективе при соответствующих планах по развитию.

Большинство российских регионов, включая и Хакасию, берут в долг у государства и у банков всегда или очень долгое время – такова экономическая практика нашей страны.

Ни один регион, беря в долг, еще ни разу не разорился и не объявил дефолт (то есть не заявил о своей неспособности платить по долгам). Хакасия в этом смысле – не исключение. Потому что здесь понимают: если не брать в долг – не будет ни развития, ни устойчивого социального равновесия в обществе.

Более того: больше, чем Хакасия может отдать, она, как и ВСЕ регионы России, в долг не берет. Этого попросту не позволяет российское законодательство и разнообразные бюджетные правила. То же министерство финансов России или Счетная плата прекрасно знают экономико-налоговые возможности нашей республики и прекрасно осознают ту «красную линию», за которую власти Хакасии в плане увеличения госдолга никогда не перейдут во избежание ну очень крупных неприятностей с законом.

И даже если в самом кошмарном сне предположить хотя бы приближение к этой пресловутой «красной линии», тут же прозвучит громкое предостережение: осторожно, это опасно для всех, не стоит этого делать…

Вы согласны? Тогда пойдем дальше. На сегодняшний день, по данным АН «Хакасия Информ», размер государственного долга Республики Хакасия на текущий момент - 15,2 млрд. руб.

Как это все случилось, или Излишняя забота государства

Почему же растет государственный долг Хакасии? Тут нужно отметить сразу несколько серьезных причин.

Во-первых, растет дефицит республиканского бюджета. Мы, условно говоря, зарабатываем 100 рублей, еще 50 рублей нам дает Москва, еще 50 рублей мы собираем налогов – а тратить нам нужно не эти 200 рублей, а 270. Вот мы и занимаем 70. Почему  нам не хватает этих «своих» денег? Тут опять-таки множество причин, главная из которых – рост объёма социальных обязательств. Наше государство (это личное мнение автора – АН «Хакасия Информ») как-то чересчур заботится о своих гражданах, строя для них детсады, школы, больницы и другие социальные объекты – и забывает, что эта «забота» лишает самих людей желания «пошевеливаться» в трудных жизненных обстоятельствах, всегда надеясь, что «вот придет добрый дядя и даст денег». Мы курим и пьем – и с радостью ложимся в государственные больницы, чтобы нас лечили от этих вредных привычек за счет государства. Мы суем пальцы в токарный станок (зная или забывая о правилах техники безопасности) – и с радостью получаем компенсацию от государства за наше головотяпство. Мы рожаем детей, совершенно не думая прежде, сумеем ли мы прокормить трех-пятерых – но мы абсолютно уверены в том, что родное социальное государство нам обязательно поможет пособиями и новым детским садиком. У всего этого есть одно-единственное понятие: тяга к иждивенчеству. И это очень плохо в современном мире…

Впрочем, мы отвлеклись. Вернемся все к тому же росту объема социальных обязательств Хакасии перед живущими на ее территории людьми. Вот свежие цифры, которые объясняют, на что республика вынуждена занимать: с 2012 по 2015 год в Хакасии почти на 40% увеличено количество мест в дошкольных образовательных организациях. Создано 8 тысяч 704 места. Построено 5 новых детских садов. Ещё 5 зданий приобретено под эти цели. Открыто 9 частных детских садов. К этому прибавьте новые рабочие места: воспитатели, нянечки и необходимую им заработную плату.

Наряду с этим почти на 4,5 тысячи человек (8%) увеличилась численность школьников. 

Не забудем и о расходах на фонд оплаты труда отдельным категориям бюджетников по утвержденным «дорожным картам» - за предыдущие 3 года они увеличились почти на 4,5 млрд рублей.

Кроме этого, рост отчислений страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения по сравнению с 2012 годом составил 2,6 млрд рублей.

За все это нужно платить бюджету Хакасии, который, к сожалению, за то же самое время увеличил свои доходы только на 2,1 млрд рублей (а доходы республики в основном состоят, напомним, из налогов от крупных предприятий алюминиевого и угольного сектора – и надо здесь говорить о падение цен на уголь и алюминий?).

Вывод поэтому прост: занимать у банков и государства, чтобы и порядок соблюсти, и (вспомните про иждивенческие настроения) живущих в республике людей спокойно довести до пенсии, образно говоря.

Вы не забыли, как в самом начале этой статьи мы говорили о части госдолга Хакасии, направляемой на развитие? Ну, чтобы потом отдать долги за счет расширения бизнес-проектов в Хакасии? Так вот: параллельно все тем же социальным обязательствам власти продвигают несколько крупных инвестпроектов в горно-добывающей отрасли – и на это тоже нужны дополнительные деньги. Где их взять? В наших с вами кошельках, через увеличение налогов? Мы такое государство не поймем. Тогда где? Правильно – это заемные средства.

Вот, если коротко, вся система образования государственного долга Хакасии. Однако это еще не все. Теперь, после несколько абзацев «плюсов» такого положения для жителей региона нужно поговорить и о способах выхода из него (быть должником, даже для общего блага, всегда нелегко – это вам скажет любой государственный управленец).

Что будет сделано и делается уже

Заметим: за все эти годы образования и роста в Хакасии госдолга ни одно рейтинговое агентство – от российских до международных – не опустило кредитный рейтинг Хакасии в так называемую «опасную плоскость». Это говорит о том, что мы по прежнему считаемся во всем мире платежеспособным по своим долгам регионом, власти которого не только взвешенно подходят к кредитованию, но и эффективно управляют государственным долгом. За все это время Хакасия также не допустила существование на ее территории отрицательных кредитных историй.

Отчего это происходит? Все просто – и опять-таки в рамках этой экономической статьи по пунктам.

Во-первых,  в плановом режиме властями РХ ведётся работа по распределению долговой нагрузки равномерно по годам, в соответствии с ожидаемым поступлением доходов.

По данным АН «Хакасия Информ», по состоянию на первое ноября погашение облигационных займов, кредитов коммерческих банков и бюджетных кредитов республики распределено по отношению к собственным доходам и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ следующим образом: 2015 год –  33,5 %, 2016 год – 23,2 %, 2017 год – 17,4 %. 

Во-вторых, оптимизируется структура госдолга. Хакасия заменяет  банковские кредиты, взятые у частных банков, облигационными займами и бюджетными кредитами – это увеличивает время займа и уменьшает проценты по нему. Кстати, сейчас такие обязательства (от 5 до 7 лет) составляют 53% в структуре долга республики. Доля среднесрочных обязательств (от 1 до пяти лет) - 47%. И – очень важно отметить: краткосрочных обязательств (сроком до 1 года) в структуре госдолга республики нет. То есть лихорадочно искать деньги, чтобы выплатить долг, не нужно – можно просто спокойно договариваться с кредиторами по смягчению условий кредита при снижении ключевой ставки ЦБ, чем власти РХ успешно и занимаются.

В-третьих, поддерживается стоимость обслуживания долга на уровне не более 3% от всех расходов республиканского бюджета.

В-четвертых, Хакасия отказалась предоставлять своим деловым партнерам так называемые государственные гарантии под обеспечение своими финансами при выполнении каких-либо работ (и сократила на 21,5 % объем ранее выданных государственных гарантий).  Теперь за всем этим жестко следят.

В-пятых, Хакасии очень помогает Минфин России, который делится с нами остатками средств федерального бюджета по программе привлечения казначейских кредитов.

Разумеется, есть еще и «в-шестых» (облигационные займы на 2 млрд 850 млн рублей сроком на 5 лет), и «в-седьмых» (снижение собственных расходов в республике на 502 млн рублей в 2015-м году и планируемое на 775 млн рублей в 2016-м, хотя сейчас регион уже на пределе, расходы на 70% все те же социальные, там просто уже нечего сокращать), и «в-восьмых», «в-девятых»…

Дело в главном: правительство Хакасии видит в перспективе – при ежегодном снижении уровня бюджетного дефицита – выход на бездефицитный уровень и поэтапное снижение госдолга. По информации АН «Хакасия Информ», в 2013 году дефицит республиканского бюджета составлял 30% собственных доходов, в 2014 году – 21%, дефицит 2015 года снижен до  11,2%. А это уже о многом говорит…

Таким образом, с государственным долгом Хакасии все обстоит на самом деле очень и очень просто.

Он есть – это раз. Он растет – это два. Это не хорошо и не плохо, это обычная экономическая практика – это три. И власти делают все от них зависящее, чтобы пресловутый госдолг Хакасии (об который сломали в последнее время столько копий критики, но еще не обломали последние зубы) уменьшается и будет уменьшаться за счет повышения эффективности государственного управления  – это четыре.

Благодарю за внимание.

Игорь Клебанский

 

Государственный долг Хакасии: пора отделить правду от вымысла

Фото из открытых источников

Комментарии


Добавить фото

Комментарии

профи 3 декабря 2015 г. в 21:30

Псаки отдыхает )))
Клебанский наверное у Красновой учился, прослеживается один алгоритм.

Финансист 4 декабря 2015 г. в 10:24

А мне вот очень понравилось - красиво и толково написано. А не понравилось, что прицепились к автору, а не к тексту. Где нормальная толковая критика-то?

Несогласен 4 декабря 2015 г. в 12:19

2Финансист: "красиво и толково написано", значит?

Насчет "красиво":

"берут в долг ... всегда и очень долгое время" (всегда и очень долгое время??? Так "всегда" или "долгое время"???)

" эта «забота» лишает самих людей «пошевеливаться»" (чего лишает???)

"зная или забывая о правилах техники безопасности" (зная ИЛИ забывая??? а возможно ли забыть, не зная???)

Остальных блох автор пусть сам вылавливает. Кстати, всю статью заскринил, чтобы автор потом не говорил, что это ложь.

"Толково":
"Наше государство как-то чересчур заботится о своих гражданах, строя для них детсады, школы, больницы и другие социальные объекты" - не понял, чем отличается в этом плане от любого другого цивилизованного государства?

"Мы курим и пьем – и с радостью ложимся в государственные больницы" - автор... ступай в больничку.

И, наконец, апофеоз:
"Он есть – это раз. Он растет – это два. Это не хорошо и не плохо, это обычная экономическая практика – это три." - это плохо, потому что означает что собственного рентабельного производства у республики нет. Хакасия не вносит лепту в госбюджет, а тянет из него. А это плохо.

КГ\АМ

Игорь Клебанский 4 декабря 2015 г. в 12:30

Несогласному: кое-что, конечно, в замечаниях верно. Редактор исправит, такое бывает, ничего страшного. Но есть и моменты, гхм...
И ЗНАЯ, и ЗАБЫВАЯ правила ТБ, мы суем пальцы в станок - а потом бежим лечиться.
По поводу "чересчур" заботящегося гос-ва - любое другое цивилизованное гос-во дает гражданину минимум соцобслуживания, надеясь, что оставшееся он доберет своим трудом, усердием и знаниями. Для вас это - секрет (сразу видно, авто за границей не бывал).
По поводу курить и пить, а потом в больничку - а это не так? Мы своими самостоятельно приобретенными вредными привычками получаем массу болезней, которые почему-то обязано лечить государство...
Но все это так - претензии к тексту, а не к сути текста. Про госдолг-то Хакасии лишь в апофеозе.
Апофеоз же совершенно перевернут с ног на голову - суть и смысл госдолга (любого) объяснялся в начале статьи. Так что двойка вам по экономике, двойка. Хотя за замечания по тексту (ошибки), конечно, наверное, скажут спасибо... Удачи.

Несогласен 4 декабря 2015 г. в 12:51

"Про госдолг-то Хакасии ЛИШЬ в апофеозе"
И этот человек мне тут двойки ставить будет.

"потом в больничку - а это не так?" - это так, только вот, "авто" вы мой малолетний, дуйте обратно за границу, это там в больницу "с радостью" идут.

Да, за границей был только в Китае дважды, и не в курсе, что во Франции или Германии не строят "детсады, школы, больницы и другие социальные объекты" - "авто" ведь именно это приводил как пример невероятной заботы о жителях страны. Открытие, прямо.

Смысл госдолга, да и любого долга - в том что денег нехватает. Раз дефицит превалирует над профицитом - стало быть, речь идет об экономической неэффективности.
Вам учебник по экономике за пятый класс куда прислать?
Или вы сознательно пытаетесь читателей убедить в том, "что, как бы дико это ни звучало, черное это такое белое?"

Так вам тогда опыта не хватает. Умерьте пыл, юноша. Понасажают школоту статьи писать - а она и пыжится.
Вам бы поучиться, серьезно.

Игорь Клебанский 4 декабря 2015 г. в 12:58

ффффу, как некрасиво... И ведь не послать - модераторы не пропустят. Ладно, скажем проще: пусть ваше "мнение" будет оставаться фактом вашей же биографии.:))

Игорь Клебанский 4 декабря 2015 г. в 13:03

Впрочем, добавим. Значение государственного долга в экономике противоречиво: от «одно из самых страшных бедствий, которое когда либо было изобретено человечеством» по мнению известного английского экономиста Давида Рикардо до оправдательного «повышенная задолженность стимулирует экономический рост» с точки зрения кейнсианства.

Игорь Клебанский 4 декабря 2015 г. в 13:07

...и когда ж вы, шибко умный и возрастной, научитесь главному - опровергать цифры, а не мнения...;(((

Несогласен 4 декабря 2015 г. в 14:27

"опровергать цифры, а не мнения." - обилие недосмайликов вновь выдает школьничка, но самое главное, что выдает ваш возраст - это вмешательство в чужой разговор. Посмотрите сами: моя реплика изначально адресовалась участнику под логином Финансист, но затем автору прищемили его чувство собственного величия и понеслось.

"опровергать цифры, а не мнения" - Опровергнуть цифры? Не буду. Я с ними и не спорил. И с вами, Игореша, тоже не спорил. Что же вы так, резко-то.

Ну ничего - повзрослеете, какие ваши годы! Гормоны поуспокоятся, всё нормально будет - вы только учитесь, Игорь, учитесь хорошенько. Я точно не знаю, но что-то мне подсказывает, что журналисту цитатки с Википедии копипастить не пристало. А если и пристало - так вы хотя бы читайте, что там написано.

Например, про кейнсианство - там написано, что это учение устарело ещё в семидесятых.

Игорь Клебанский 4 декабря 2015 г. в 14:33

...да где ж я резко-то, Несогласуша:)) Я с радостью, можно сказать - как своему...а вы вон как со мной..:)) Значит, цифры и действия правилова РХ по госдолгу опровергать не будем? Ну, тады ой... Все в песок... Жалко.

Несогласен 4 декабря 2015 г. в 14:42

"шибко умный и возрастной" - здесь вот. Это грубо.

"Ну, тады ой... Все в песок... Жалко." - так не надо было отвечать на вопросы, которых вам не задавали.

А о цифрах и действиях не с вами, как я погляжу, разговаривать.

Игорь Клебанский 4 декабря 2015 г. в 14:46

ути, хосподи ты боже ж мой...значит, все как всегда: тем же бараном - по тем же воротам... А просто так, значит, без общения с грубым школьником-хулиганом-недоучкой, взять и объяснить на пальцах (но без распальцовки), почему с цифрами и действиями правительства РХ по обслуживанию госдолга не согласен - это, типа, трибунка маловата? Для всех читателей, не для "Игореши"? Или просто ума не хватает?

Несогласен 4 декабря 2015 г. в 14:54

"Или просто ума не хватает?" - вновь хамство. Это в традициях данного СМИ? Напоминаю, переписка скринится.

"без общения с грубым школьником-хулиганом-недоучкой, взять и объяснить на пальцах (но без распальцовки)" - прежде всего, сказанного достаточно: факт наличия долга, при отсутствии тенденции к снижению указывает на несостоятельность экономического руководства.

А затем - "Для всех читателей, не для "Игореши"?" - так тут из читателей только я что-то пишу - следовательно, мало кому эта статья интересна. Мне сегодня в ночь работать, днем свободен, вот и развлекаюсь - интересно мне, насколько далеко вы в своем хамстве зайдете.

Игорь Клебанский 4 декабря 2015 г. в 15:03

Да пусть хоть сто мильенов раз скринится - мне-то что?;)) В традициях, не в традициях - это уже не ко мне вопрос (и чего толку от скрина? Вы такой же аноним, как и я - в суд не побежать).
"Сказанного достаточно" - ни-че-го не сказано. Ни. Че. Го. О цифрах, об усилиях правительства, о дутости долга или его, наоборот, экономической обоснованности. Так что это все мусорный ветер - не больше.
А вывод про интересность статьи, если только вы тут пишете - браво, чо... Развлекайтесь, если в ночь на работу.
Интересно ему... Мне самому интересно!:)

Несогласен 4 декабря 2015 г. в 15:25

"Да пусть хоть сто мильенов раз скринится" - вы не аноним, Игорь Клебанский.

Да дело не в том, что дело может до суда дойти. Все дело в вашей неспособности спокойно обосновать и защитить всю ту писанину, которую вы тут понаворотили. Хамство, грубость, банальные стилистические ошибки - выражаясь вашим языком, это должно быть и есть то самое "браво, чо".

Я полагаю, что ваша грубость связана не с тем, что у меня есть мнение, отличное от вашего. Я думаю, что вы способны это перенести.

Мне кажется, вы просто не можете обойтись без победы в дискуссии - может, ваша самооценка от этого зависит, или ещё что. Поэтому вы, неспособны отстоять свою точку зрения, настоятельно стараетесь задавить собеседника, игнорируя его доводы, выдумывая новые, старательно маскируя оскорбления.

Впрочем, я не психолог. Может, и ошибаюсь.

Да успокойтесь вы, право. Всё, я уже перестал - честно-честно. Знаете - вы плюньте мне в спину: что нибудь вроде "азазаза, слился, сасай лалки!!111", или "Ой, да я и не собирался, удачи вам, всего хорошего", или как там у вас принято. Легче станет.

Игорь Клебанский 4 декабря 2015 г. в 15:30

Ни. О. Чём.

Погода в Абакане:-4°C, туман

  • USD ЦБ: 100.6798 EUR ЦБ: 106.0762

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов канала