Экономика » Бизнес
Открытие крупного производства даже в масштабах страны — всегда событие: это крупные инвестиции в экономику, налоги в бюджет, новые рабочие места и социальная инфраструктура. В Хакасии на сегодняшний день есть два «производства национального масштаба» — электроэнергии от «РусГидро» и алюминия от компании «РусАл». В обозримом будущем к ним может прибавиться третье — электролитический марганец от компании «ЧЕК-СУ.ВК».
В начале мая в рамках переговоров на высшем межгосударственном уровне Президента России Владимира Путин и Председатель Председателя КНР Си Цзиньпина на межгосударственном уровне подписан контракт между российской компанией «ЧЕК-СУ. ВК» и китайской госкомпанией «Синостил» о строительстве на территории Хакасия завода по производству электролитического металлического марганца.
В результате переговоров Главы Хакасии Виктора Зимина с руководителем «Синостила», руководитель китайской госкомпании Ван Дзянь подтвердил неукоснительное соблюдение всех экологических требований и применение самых передовых производственных технологий при реализации проекта. «Рождение» в Хакасии нового производства даст республике многомиллиардные инвестиции, рабочие места и развитие инфраструктуры в селе Туим, налоговые поступления в бюджет.
О том, как будет развиваться проект, в интервью корреспонденту газеты «Хакасия» рассказал исполняющий обязанности первого заместителя министра промышленности и природных ресурсов РХ — руководитель департамента охраны окружающей среды Владимир Зарецкий.
— Решение о строительстве завода, — сразу подчеркнул Владимир Максимович, — как вы уже сами сказали, принято на уровне межгосударственного соглашения Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. Другими словами, завод нашей стране нужен, и это не обсуждается. К тому же он целиком ложится в концепцию нового развития нашего государства, связанную с импортозамещением.
В России данная продукция не производится, но при этом она очень востребована, так как используется для производства легированной стали, алюминия высокого качества и прочих элементов. Только сегодня, как это ни странно звучит, электролитический марганец получаем с Украины. Согласитесь, в сложившихся условиях это может создать для нашей экономики ощутимые проблемы.
— Но почему именно в Хакасии?
— Думаю, это риторический вопрос, к тому же на него неоднократно был дан ответ, в том числе главой Хакасии Виктором Михайловичем Зиминым. К этому могу лишь добавить, что жители села Туим (чьё мнение стоит на первом месте) очень положительно относятся к строительству нового завода и связывают с ним надежды как на возрождение села, так и на улучшение качества жизни. Все уже понимают, что у местного бюджета появятся дополнительные налоги, у людей — рабочие места, к тому же возникнет множество сопутствующих производств, где найдётся место и для тех, кто не обладает специальными знаниями и навыками.
Но я так понимаю, что вы пришли говорить не об этом, так что будем говорить об экологических рисках: есть они или нет?
Да, такие риски существуют всегда — при любой намечаемой хозяйственной деятельности. Как они повлияют на окружающую среду, мы поймём в результате всех обязательных процедур, которые пройдут, хочу подчеркнуть это, до начала строительства!
Что сюда входит? Это инженерно-экологические изыскания, процедура оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), и это, естественно, проведение всех экспертиз. Как-то: государственная экологическая экспертиза и главгосэкспертиза проекта, реализуемого на территории села Туим.
— Кто и в какие сроки будет их проводить?
— Если говорить о государственной экологической экспертизе, здесь установленный срок от месяца до полугода. И поскольку мы имеем объект особой сложности, то, скорее всего, речь идёт о шести месяцах. Срок проведения главгосэкспертизы тоже около четырёх-пяти месяцев. Кто будет их проводить? Этого я сейчас сказать не могу. Исполнителей назначат соответствующие ведомства федерального уровня.
— Говорят, что хакасский проект в корне отличается от того, что предполагался в Красноярске. Вы можете оценить эту разницу в плане экологической безопасности?
— Я не инженер-химик и не инженер-металлург, поэтому мне сложно оценить, какой проект был изначально подан на реализацию в Красноярске и какой у нас. Но, собственно, это не суть важно. Важно совершенно иное: какие технологии будут использованы. Это прежде всего касается промышленной безопасности и условий, в которых станет работать персонал будущего завода.
И тут нам предстоит рассматривать ситуацию в другой плоскости. То есть какие будут установлены очистные сооружения, какова их степень очистки и, самое главное, насколько щедро китайские инвесторы готовы вложиться в экологическую безопасность для минимизации воздействия этого объекта на окружающую среду. Конечно, прямо сейчас, когда проекта на руках нет, говорить в принципе не о чем.
Но уже известно, что государственная китайская компания, которая будет его реализовывать, является флагманом такого рода производств. Что фактически означает — все технологии, которые здесь станут применяться, относятся к разряду наиболее современных и передовых.
— Вы сказали, что объект сложный, а в чём его сложность?
— Ну, это как раз очевидно, поскольку речь по сути идёт о химическом производстве. Сейчас по технологии ничего сказать не могу, она ещё не представлена. Но когда вся информация появится, мы ознакомим с ней широкий круг граждан. Каждый получит эту возможность на этапе прохождения и согласования материалов ОВОС.
Вот тогда можно предметно и конкретно говорить о данном производстве. И в связи с этим хочу дополнить, что проведение независимой экспертизы не запрещается. Пожалуйста, если имеется желание, общественники могут обратиться к независимым экспертам.
— Ещё раз хотелось бы уточнить схему добычи и производства.
— Сама добыча сырья происходит на территории Кемеровской области, затем транспортировка по территории Хакасии и производство конечного продукта непосредственно в Туиме.
— А где разместятся очистные сооружения: в месте добычи или в месте производства?
— Конечно же, в Туиме, то есть в месте получения продукта. Комплексы инженерных систем и очистных сооружений: на выброс вредных веществ в атмосферу, на сброс сточных вод и так далее.
Если же говорить о последовательности, то первый этап — проведение инженерно-экологических изысканий, чтобы понимать текущее состояние компонентов окружающей среды на месте застройки. Второй этап — разработка проекта на ОВОС, который будет размещён в свободном доступе, и каждый, если захочет, сможет с ним ознакомиться и внести свои предложения.
— Конкретная дата запуска завода имеется?
— Нет. Могу только сказать, что все перечисленные процедуры согласования, которые ещё не начаты, как минимум продлятся год. Конечно, есть нормативный срок строительства, однако его отсчёт начнётся лишь после того, как в землю вобьют первый колышек.
— Владимир Максимович, исходя из нашего разговора, можно твёрдо сказать, что все необходимые меры экологической безопасности в ходе реализации проекта будут соблюдены?
— Безусловно. Представители китайской фирмы чётко заявили, и это было подтверждено всеми участниками процесса, в том числе с российской стороны, что они намерены работать строго в рамках действующего экологического природоохранного законодательства Российской Федерации!
Фото из открытых источников
Похожие новости
Погода в Абакане:-17°C, туман
На Николаевской сопке в Красноярске установили Знамя Победы
В Орджоникидзевском районе сноубордисты спасли товарища, угодившего под лавину
В Саяно-Шушенском заповеднике сфотографировали рысей
У побережья Хоккайдо в ледовый плен попала группа косаток
В Саяно-Шушенском заповеднике заметили крупное стадо маралов
Комментарии
Комментариев пока нет. Станьте первым!