Общество
«Все школьники знают друг про друга все: Ваня употребляет наркотики, Вася пьет, а Коля курит. Нам важно подтвердить это и сказать родителям, что воспитанием пора заниматься», - сказал в интервью газете ВЗГЛЯД главный нарколог Минздравсоцразвития Евгений Брюн, комментируя приказ, регламентирующий тестирование школьников на наркотики.
Президент Медведев заявил, что в России катастрофический уровень распространения наркомании среди детей и молодежи, и поддержал идею введения тестирования школьников на наркотики. «Если делать это, то нужно сделать соответствующий федеральный закон. Я считаю, что, к сожалению, ситуация такова, что нам, вероятно, придется пойти по этому пути», - заявил он. Вместе с тем президент отметил, что тестирование школьников на наркотики - «этическая и юридическая проблема».
Министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова, в свою очередь, сообщила, что ведомство совместно с Министерством образования и науки подготовило проект приказа о двухэтапном тестировании школьников на употребление наркотиков, начиная с 13 лет.
Главный нарколог Минздравсоцразвития Евгений Брюн рассказал газете ВЗГЛЯД, как будет выглядеть эта система.
ВЗГЛЯД: Евгений Алексеевич, в чем заключается суть разработанного в министерстве приказа?
Евгений Брюн: Приказ называется «Об утверждении порядка тестирования». Документ очень пространный, но очень простой. Он прописывает алгоритм работы: кто что должен делать, в каком порядке, как тестировать, какими методами, как работать с родителями, как работать с преподавательским составом. И это очень важный документ, потому что многие родители нас боятся, мы должны им совершенно четко разъяснить, что и как надо делать и почему мы это делаем.
Это будет двухэтапная система. Сначала будет социально-психологическое тестирование. Школьники и студенты будут заполнять две анкеты: одну анкету международного класса и одну российской разработки. На основании этого будем формировать группы риска и работать с ними.
ВЗГЛЯД: То есть всех школьников и студентов будут именно анкетировать, а не тестировать?
Е. Б.: Да, будет проводиться анкетирование. Оно уже много лет проводится без особых проблем.
Когда нам говорят об обязательном и поголовном тестировании, это не совсем правильно, это некое лукавство. Такого не было и не будет. Речь будет идти о том, что, скорее всего, непосредственному тестированию подвергнутся примерно 25-30% молодых людей - это среднестатистическая в школе группа риска.
ВЗГЛЯД: Их и будут тестировать в обязательном порядке?
Е. Б.: Обязательного тестирования вообще не будет. Только с согласия родителей, никак по-другому. Но мы должны четко понимать, что родители должны знать статус своих детей. Мы будем это объяснять.
ВЗГЛЯД: Что ожидает школьника, если выяснится, что он употребляет наркотики?
Е. Б.: С этим ребенком, опять же с согласия родителей, будет разговаривать специалист в области наркологии и выяснять причины. Факторов риска употребления наркотиков очень много, их все нужно выявить и каким-то образом скорректировать. В этом заключается работа врача-нарколога - в том, чтобы выявить факторы риска, которые привели к употреблению наркотиков, и начать с ними работать.
ВЗГЛЯД: Насколько эффективной вы находите эту методику?
Е. Б.: Могу привести пример по одному элитному вузу, где мы провели тотальное обследование. Там произошел трагический случай, прямо в стенах вуза умер студент от передозировки наркотиков. Ректор пригласил нас и сказал: «Проверьте всех, начиная с меня». Мы всех проверили, выявили 15% регулярных потребителей наркотиков. Поговорили с каждым из них. И через год снова всех проверили - на этот раз выявили 2% потребителей наркотиков.
ВЗГЛЯД: Есть ли в этой системе какая-то погрешность?
Е. Б.: Погрешность есть всегда, конечно. При нашем тестировании погрешность около 1%, но тогда выявляются какие-то другие заболевания, и мы этих детей направляем в другие учреждения: психиатрические, неврологические и другие. Например, сбой иммунного статуса, мы получили некачественный анализ, значит, мы направили его в иммунологию. У нас такие случаи бывали.
ВЗГЛЯД: Когда будет внедрена эта методика?
Е. Б.: Это все работает, просто сейчас это будет легитимизироваться. Вузы должны внести определенные дополнения в свои уставы. Для школы тоже есть соответствующие документы, которые должны определять этот порядок, министры здравсоцразвития и Минобрнауки подпишут соответствующий приказ.
ВЗГЛЯД: Татьяна Голикова отмечала, что, по опыту такого тестирования, «в силу неразвитости нашего общества» о том, что ученик или студент употребляет наркотики, узнавали все вокруг, что могло осложнить ему жизнь...
Е. Б.: Однокашники и так знают про каждого. Все школьники знают друг про друга все: что Ваня употребляет наркотики, Вася пьет, а Коля курит. Все всё знают. Никакого секрета это ни для кого не представляет. И поверьте, все учителя это все тоже знают.
Нам важно, чтобы подтвердить это и сказать родителям, что воспитанием пора заниматься. Родители обязаны знать статус своих детей.
ВЗГЛЯД: А если родители детей, попавших в группу риска, наотрез откажутся тестировать своих детей?
Е. Б.: Ну, что поделать...
ВЗГЛЯД: Данные тестирования будут передаваться в какие-либо государственные органы, наркодиспансеры?
Е. Б.: Поскольку речь не идет о заболевании, то речь не может идти и о регистрации и постановке на учет. Никакой документации по этому поводу не ведется. Только статистический анализ каждой школы.
На Николаевской сопке в Красноярске установили Знамя Победы
В Орджоникидзевском районе сноубордисты спасли товарища, угодившего под лавину
В Саяно-Шушенском заповеднике сфотографировали рысей
У побережья Хоккайдо в ледовый плен попала группа косаток
В Саяно-Шушенском заповеднике заметили крупное стадо маралов
Комментарии
Комментариев пока нет. Станьте первым!