top
Сын пермского политика разрушил карьеру своему отцу В Хакасии изъято почти пять тысяч нелегального алкоголя «Хакасэнерго» переведено в режим повышенной готовности В Ставропольском крае потерпел крушение самолет Минобороны РФ: Ночью уничтожены десятки украинских ракет

Экономика

ГлавнаяЭкономикаЕсть ли место «угольному лобби» в проблемной Хакасии?

Есть ли место «угольному лобби» в проблемной Хакасии?

26 ноября 2019 г. в 12:44

Главный редактор Виталий Здебский

Главный редактор: Виталий Здебский

Профильный комитет Верховного совета Республики Хакасия отклонил скандальный законопроект по налоговым льготам в рамках регионального инвестиционного проекта (РИП). Причиной внезапного решения стало изменение в федеральном законодательстве об инвестпроектах. В адрес властей и документа был направлен шквал критики: есть утверждение, что его принятие позволит угольным разрезам получить огромные налоговые льготы, по объему превышающие бюджет республики. О том, что стоит за громкими словами об инвестиционных проектах в Хакасии и лоббирует ли кто-то интересы угледобывающих предприятий, пишет издание «ФедералПресс».

Разжигание шизофрении?

Комитет Верховного совета Хакасии по экономической политике, промышленности, строительству и транспорту, рассмотрев скандальный законопроект «О регулировании отдельных вопросов реализации региональных инвестиционных проектов на территории Республики Хакасия», принял решение отклонить его. Член комитета депутат Вячеслав Тутатчиков заявил, что такое решение было принято в связи с тем, что на федеральном уровне готовится изменение базового законодательства об инвестпроектах, – соответствующий законопроект должен быть рассмотрен в первом чтении на заседании Госдумы РФ 3 декабря.

По словам Тутатчикова, ожидается внесение кардинальных изменений в федеральное законодательство. На этом фоне принимать какие-либо региональные законодательные инициативы в этой сфере сейчас просто бессмысленно.

В Хакасии история принятия этого документа сопровождалась резкой критикой. В последнее время причиной особенного внимания к обсуждаемому пакету из пяти законопроектов о РИП, по данным источников «ФедералПресс», стала информация о возможном лоббировании законопроекта в интересах угольщиков. Глава бюджетного комитета парламента Хакасии Олег Иванов в разговоре с обозревателем «ФедералПресс» категорически опроверг эту информацию и назвал ее полным бредом.+

«Вместо нормального экономического анализа идет разжигание шизофрении. Это приложение из пяти документов к закону об инвестиционной политике. И сейчас оно является инструментом, чтобы дискредитировать правительство Хакасии. Поэтому, сочиняя подобные темы, нагнетая их, шло специальное разжигание. Все для того, чтобы информационно создать такую ауру», – заверил Олег Иванов.

Его оппонент экономист Евгений Мамаев в свою очередь обратил внимание не на разглашаемые слухи об отношениях властей и коммерческих угледобывающих структур, а на другой ключевой момент в этом вопросе: республиканские власти при аргументировании приема пакета документов несколько раз меняли собственную позицию.

«При внесении закона в Верховный совет и Олегом Ивановым, и министром финансов Ириной Войновой говорилось, что угольщики ни в коем случае не смогут воспользоваться этими льготами, – для этого есть ряд ограничений. Приведенные доводы оказались неубедительными – указанные ограничения легко обходятся. Позже был приведен еще ряд аргументов, что угольщики не смогут получить льготы и бюджет не понесет потерь. Но и эти доводы оказались несостоятельны. В итоге лоббисты развернулись на 180 градусов и сейчас нас пытаются убедить, что эти льготы позволят пополнить бюджет и вернуть налоги из офшоров. Как можно им верить, если еще недавно они пытались убедить, что угольщики не смогут воспользоваться льготами и нужно принимать законы?» – прокомментировал в ответ Евгений Мамаев.

Подводные камни

В действительности обсуждаемый пакет законопроектов о РИП критически важен для Хакасии, переживающей тяжелейший финансовый кризис. Но, по словам экономиста, документ сформулирован так, что угледобывающие предприятия смогут получить значительные налоговые льготы как по налогу на прибыль, так и по налогу на имущество.

«Общая сумма налоговых льгот может составить до 40 млрд рублей. Для сравнения: объем собственных доходов республиканского бюджета 2019 года запланирован на уровне 21,2 млрд рублей. При этом по налогу на имущество организации, включенные в реестр РИП или получившие статус приоритетного инвестиционного проекта, получают полное освобождение на 5 лет от уплаты налога (ставка 0 %) в отношении имущества, созданного в рамках реализации проекта», – указывает Евгений Мамаев.

Эксперт полагает, что предоставление льгот угольщикам резко отразится на бюджете региона и станет для него тяжелой потерей, несмотря на то что в этом году цены на уголь заметно снизились, но это «не может служить основанием для отказа республики от причитающейся ей доли прибыли».

В законопроекте имеются подводные камни, которые на первый взгляд не видны, утверждает специалист. В частности, в пояснительной записке к документу по льготам по налогу на прибыль говорится, что ставка для компаний в добывающих отраслях составляет 15 %. Речь идет о тех налогоплательщиках, которые в соответствии с инвестиционной декларацией по виду экономической деятельности данного инвестпроекта относятся к разделу «В» (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014). А для прочих налогоплательщиков ставка равна 10 %. И, на первый взгляд, организации – участники РИП – должны будут платить налог на прибыль в региональный бюджет именно по этой ставке (15 %).

«Однако в представленной редакции законопроекта имеется возможность для предприятий угольной отрасли использовать ставку 10 %. Схема довольно проста, хотя разглядеть ее было не так просто. Раздел «В» классификатора видов экономической деятельности действительно содержит группу 05 «Добыча угля», включающую добычу и обогащение угля и антрацита подземным или открытым способом и сопутствующие виды работ. Однако в разделе «С» – «Обрабатывающие производства» – содержатся такие виды экономической деятельности, как производство кокса, агломерация угля и производство термоуглей. А представленным законопроектом для видов деятельности раздела «С» устанавливается ставка налога на прибыль в размере 10 %, что дает право по любому указанному коду платить налоги по этой ставке. Суть этих видов деятельности в основном состоит в нагревании угля в безвоздушной среде. Разница между ними в большей степени лишь в температуре нагревания угля», – отмечает экономист.

Региональная экономическая политика

Главное – когда вероятность потери бюджетом Хакасии значительных сумм была очевидна и утверждалось, что для этого нужно лишь внести необходимые правки в законопроект, инициаторы проекта приводили все новые и новые доводы в пользу того, что сначала угольщики не смогут получить льготы, а затем и вовсе – что благодаря льготам пополнят бюджет республики.

«Позиция весьма неубедительная, так как ставки налогов в офшорах все равно ниже, чем даже льготные ставки по налогу на прибыль. А налог на имущество платится по адресу местонахождения имущества и не может быть выведен в офшор. Тогда какой смысл давать льготу по этому налогу?» – задается вопросом экономист.

Впрочем, глава бюджетного комитета парламента Хакасии Олег Иванов убеждает, что никакой угрозы для бюджета региона это положение закона не представило бы. По его данным, даже та самая термообработка угля, использование которой (пусть даже только формально) может дать угольным компаниям значительную налоговую скидку, в России не применяется.

«В этом законе что главное? Угольщики не платят налог на прибыль – совсем. Уводят прибыль разными способами из Хакасии, пользуясь несовершенством законодательства. А наличие льготы – это приманка для крупных компаний, которые уводят прибыль. Они могут на эту льготу клюнуть и начнут показывать прибыль. То есть цель законопроекта – выманить их из Москвы, где они регистрируются. Это нормальная такая современная региональная политика экономическая», – заключает чиновник.

Необходимо отметить, что ранее председатель Верховного совета Хакасии Владимир Штагышев, выступая перед членами Совфеда, резко раскритиковал работу угольных предприятий региона, которые добывают в Хакасии около 30 миллионов тонн угля и «платят налогов на прибыль меньше, чем пивзавод». Но после тирады Владимир Штагышев сменил гнев на милость и поспособствовал прохождению пакета законопроектов о РИП через Верховный совет в первом чтении в конце сентября этого года.

Впрочем, сейчас профильный комитет Верховного совета Хакасии завернул законопроект и отложил на полку.

«Угольное лобби»?

В действительности могли ли угледобывающие предприятия Хакасии заниматься лоббированием законодательного процесса в угоду собственным интересам, абсолютно не исключаемо. Об этом могут говорить объективные причины, если не вдаваться в детали самого конфликта между общественниками и хакасскими чиновниками.

«Добыча угля в Хакасии производится с помощью карьеров, которые отнимают много земли. В то же время мировые цены на уголь сейчас слабеют и руководители добывающих его предприятий стараются сохранить их рентабельность. Как это можно сделать? При помощи налогов – все же суммы, поступающие в бюджет, немаленькие. И лоббирование интересов в этом случае вполне допустимо», – отмечает промышленный эксперт Леонид Хазанов.

Причиной того, что принятие пакета документов в профильном комитете Хакасии пока завернули, является ожидаемое изменение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) Государственной думой РФ. Речь идет о его ставке НДПИ для угля. Но пока история с мертвой точки здесь не сдвинулась.

«Пока экспорт приносит угольным компаниям хорошие доходы, с решением решили повременить. Будет падать экспорт, а мировые цены резко покатятся под откос – тогда и можно будет пересматривать ставки», – говорит эксперт.

Необходимо добавить, что сценарий принятия налоговых льгот для предприятий, работающих с полезными ископаемыми, наглядно отработан властями Хабаровского края. Спустя три года после принятия налоговых послаблений доходная часть бюджета региона потеряла 2,5 млрд рублей. А реальный доход составил всего 450 млн рублей. В итоге под отмену налоговых льгот, которые начнут действовать с 1 января 2020 года, попали золотодобытчики, заготовители леса, в их числе оказались и угледобывающие предприятия, пишет "ФедералПресс".

Есть ли место «угольному лобби» в проблемной Хакасии?

Фото: ru.wikipedia.org

Комментарии


Добавить фото

Комментарии

Анатолий 27 ноября 2019 г. в 08:48

Мамаев прав: "«В этом законе что главное? Угольщики не платят налог на прибыль – совсем. Уводят прибыль разными способами из Хакасии, пользуясь несовершенством законодательства. А наличие льготы – это приманка для крупных компаний, которые уводят прибыль. Они могут на эту льготу клюнуть и начнут показывать прибыль. То есть цель законопроекта – выманить их из Москвы, где они регистрируются. Это нормальная такая современная региональная политика экономическая», – заключает чиновник.

Остап 27 ноября 2019 г. в 11:01

Анатолий, а вы шутник) Это цитата от Альбертыча, судя по тексту. А вы её Мамаеву приписываете. За угольные денюжки неразбериху сеете? ;)

иван 27 ноября 2019 г. в 12:52

Что интересно человек продал дом, квартиру, автомобиль с него сдерут такие налоги мама не горюй, а тут миллиардами ворочают и платят копейки или вообще не платят, так , что получается бедный народ должен всех этих толстож...х кормить? Интересно чукчи пляшут...

Погода в Абакане:7°C, ясно

  • USD ЦБ: 93.4409 EUR ЦБ: 99.5797

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов канала